Когда инициатива не наказуема

О проекте директора московского Современного музея каллиграфии Алексея Шабурова я узнала случайно, набрав в поисковике Google слова «частные музеи». Оказалось, что в ноябре 2018 года им официально была зарегистрирована Ассоциация содействия деятельности частных музеев.

— Алексей Юрьевич, как Вы пришли к Вашей идее создания Ассоциации? Ведь уже неоднократно предпринимались попытки объединения, и все они не закончились ничем?

— Занимаясь развитием Современного музея каллиграфии, я прошел через множество терний, пока мой музей не стал похож на настоящий — с организацией серьезного учета, наличием книги поступлений, должности хранителя и специалиста по выставочному делу, с постоянным ведением научной работы, составлением баз данных и т.д. В какой-то момент захотелось познакомиться с такими же одержимыми идеей собирательства людьми, как я сам, узнать, с какими трудностями они сталкиваются, может быть, поделиться своим опытом. А еще через них показать своим бизнес-партнерам настоящую Россию. Так спонтанно я начал посещать частные музеи, а потом решил составить их каталог. Вокруг меня объединилась команда таких же заинтересованных людей, и почти каждую пятницу-субботу мы вылетаем в один из регионов, чтобы познакомиться с новым для себя частным музеем и его создателем. Действительно, попытки организовать ассоциацию уже были. Но я пошел не от идеи объединения музеев. Честно говоря, Ассоциация для меня не главное. Первоначальным стимулом было то, что я хотел установить деловые контакты с интересными для меня частными музеями в Китае, и от общественной организации выступать удобнее. Так что получилось от обратного: ассоциация была для меня не важна, но люди ее заметили, часть потенциальных бизнес-клиентов приходит именно через ассоциацию, через информацию о музее каллиграфии, которому уже 10 лет.

— Что представляют собой частные музеи, которые вошли в Ассоциацию?

— Музеи очень разные, есть такие, уровень коллекций которых, на мой взгляд, не уступает государственным. Но есть и другие, их называют «народными», они могут и юридического лица не иметь, не попадают под официальные критерии, но, думаю, нельзя не считать их музеями. Они собрали значительные культурные ценности, например, Музей ложек во Владимире или Музей утюга в Великом Новгороде. У меня просто «голову сорвало», когда я увидел эти коллекции! Создатель петербургского Музея граммофонов и фонографов ведет активную переписку с аналогичными музеями в Соединенных Штатах и Южной Корее, которые, как считалось, обладают самой ценной коллекцией этих музыкальных аппаратов. Но наша, оказывается, гораздо лучше и ее создатель, в прошлом актер цирка В.И. Дерябкин, стал собирать ее намного раньше — более 30 лет назад. Невозможно передать, какой трепет охватывает, когда прикасаешься к музыкальным аппаратам таких легендарных людей, как певец Федор Шаляпин, режиссер и актер Константин Станиславский, певица Надежда Плевицкая, оперный исполнитель Иван Ершов. В одном из залов можно увидеть аппарат, принадлежавший Льву Толстому. Есть здесь граммофоны и фонографы, вывезенные из России представителями первой волны эмиграции в Новую Зеландию и Австралию, музыкальные аппараты крупнейших и старейших в мире фирм Julius Heinrich Zimmerman, «Ребиков», «Бурхард», большая коллекция пластинок. Главное, что у меня получился каталог не столько частных музеев, сколько их создателей — настоящих русских самородков. Большинство частных музеев существует только благодаря энтузиазму и самоотверженности своих владельцев. Этого феномена я не видел ни в Европе, ни в США, ни в Китае, ни в Японии. Это только нашим людям присуще, особенно народным музеям. У них денег нет, часто мелкий бизнес служит только реализации музейного проекта для сохранения истории этого края, села, поселка. Еще один пример — частный музей в Бурятии «Радуга Самоцветов», его владелец Владимир Алёшин переживает, что посещают музей не так активно, как хотелось бы, но искренне верит, что и его коллекция натуральных камней и минералов обретет постоянного посетителя: «Ну когда-нибудь же придут!» А создатель Музея граммофонов и фонографов, о котором я уже говорил, поделился со мной, что его музей, находящийся на территории Петропавловской крепости, работает лишь на оплату аренды и коммунальных услуг.

— Частный музей — дело затратное. Как Вы думаете, какова главная мотивация создателей частных музеев?

— Думаю, у всех мотивация разная. Что только не слышал — от самых невероятных, до банально простых. Например, лет 15-20 назад художник Виктор Юрьевич Багров смог самим фактом создания музея спасти от застройки целую старинную улицу в Сергиевом Посаде. Сделав хитрый шаг, вместе со своими соседями он организовал пристройку к своему дому и открыл Музей крестьянского быта. С тех пор за его домом выросли небоскребы, а на его улочке попрежнему стоят 5-6 деревянных домишек. Недавно мы вернулись из экспедиции, во время которой посетили пятнадцать музеев, например, Музей мореного дуба. Он расположен в городе Козьмодемьянске (Республика Мари-Эл) в великолепном бывшем купеческом доме, площадью около тысячи квадратных метров. Его директор Владимир Казаков, обладатель уникальных знаний по палеогеографии, работает над возрождением забытого промысла по добыче, обработке и использованию мореного дуба и экспонирует коллекцию художественных произведений, созданных из этого уникального природного материала. Вследствие размыва берегов рек, прибрежные дубовые рощи сотни лет назад оказывались под водой. Там, под влиянием танина (галлодубильной кислоты), без доступа кислорода древесина приобретала черный с темно-синим отливом и благородными серебристыми или серовато-пепельными прожилками цвет. Невероятная цветопередача вдохновляет мастеров на создание необыкновенной красоты вещей. Возраст дерева, изделия из которого есть в коллекции музея, подтвержден радиоуглеродным анализом, проведенным в РАН: самое старшее — 4600, самое молодое — 500 лет. Музей также обладает коллекцией архивных документов, которые буквально были выкинуты на помойку. Увы, последнее научное исследование, посвященное мореному дубу, относится к 70–80 годам XX века. Между тем в мире остались единицы месторождений мореного дуба, а у нас в стране их целых 15, на миллиарды долларов. Японцы и китайцы спят и видят, когда им разрешат прочистить русла российских рек. Владелец Музея столярных инструментов в подмосковном городе Пушкино 32 года собирает инструменты, используемые для изготовления и реставрации мебели, музыкальных инструментов, для токарных и плотницких работ, работ, связанных с кораблестроением и изготовлением бочек. В его коллекции 2000 инструментов не только российских производителей, но и американских, немецких, французских, голландских, испанских и даже японских. Коллекция вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Собирать ее начал еще отец в Германии после Второй мировой войны, а сын продолжил его дело. В музее не просто рассказывают об экспонатах, но и учат ими пользоваться. В музее обязательно должна быть какая-то история, без них он не может существовать. Истории подвигают человека к осмыслению.

— Сколько частных музеев уже содержится в Вашей базе данных?

— У меня сейчас есть сведения примерно о 400. Каталог постоянно пополняется, но я не успеваю все сразу в него заносить. Хочется, чтобы любой из участников этого проекта мог открыть каталог и с его помощью связаться с соседом, найти не только актуальную содержательную информацию, но и адреса, телефоны, «явки и пароли».

— Как Вы получаете сведения о новых частных музеях?

— Главным образом о нашем интернет-ресурсе узнают через сарафанное радио. Оно работает намного быстрее, чем мы думаем.

— Объединение Вы официально назвали Ассоциацией содействия деятельности частных музеев. В чем заключается содействие с Вашей стороны?

— Я юрист по образованию. Когда что-то новое появляется в области музейного дела, в том числе касающееся частных музеев, я делаю рассылку с информацией. Сам езжу по стране— это время, это команда. Пишем статьи о частных музеях, помогаем советом. Появился сайт частных музеев России, будет издан каталог. Обычно в нашем музее в месяц проходит от 15 до 20 выставочных мероприятий. В сентябре, вместо того чтобы организовать выставку, которая принесет доход, мы откроем выставку, которая для меня связана в основном с заботами и хлопотами. Но зато это будет реальный вклад в объединение — выставка российских частных музеев. Мы пригласили к участию 200 музеев со всей России — от Дальнего Востока до Калининграда. Люди приедут со своими экспонатами, покажут себя, а заодно и посмотрят друг на друга, пообщаются. Хочется, чтобы на это обратили внимание Министерство культуры, Союз музеев России. Хотелось бы создать интересное событие для москвичей, чтобы они увидели нашу выставку во время празднования Дня города, но пока не знаю, как к этому подойти. Надо стучаться во многие кабинеты, доказывать, искать союзников. Еще есть мечта сделать фильм о народных музеях России, начали над этим работать. Кроме того, я сейчас за свой счет перевожу каталог частных музеев России на китайский язык. Благодаря моим связям с Посольством КНР китайские туроператоры официально получат эти каталоги для внесения в официальный реестр музеев, рекомендованных правительством КНР для посещения в России — ведь Москва и Петербург уже перегружены туристическими потоками. Все названные примеры показывают, что многие частные музеи — это наша корневая культура, так же отличающаяся от официальной, как фольклор, привезенный из экспедиции, от его сценических образцов. Мне кажется, что и регионы наши надо оценивать по наличию и по качеству частных музеев. Это та неэкономическая составляющая, которая бывает выведена в неправильные цифры. Например, в Рязани был большой военный завод, владелец решил, что производство в Казани экономически более выгодно, и тысяча людей в Рязани остались без работы. А музеи как раз наоборот, притягивают людей и инвестиции, сохраняют нашу культуру.

Источник: Журнал «Музей»