• Главная
  • Новости
  • Экспозиции «Городской панорамы»: глубинная культура Казани через историю и современность


Экспозиции «Городской панорамы»: глубинная культура Казани через историю и современность

Частный музей «Городская панорама» открылся в центре Казани в январе 2017 года. Нельзя приехать в столицу Татарстана, и не побывать в нем! Он занимает четыре этажа современного здания, представляет посетителю сразу несколько экспозиций, отражающих глубинную культуру Казани, раскрывающих как историю города, так и его современность. Знакомство посетителя с культурой татарского народа начинается с просмотра презентационного видеоролика о Казани, который показывает один день из жизни города. Историческая Казань представлена в экспозиционных залах, это – круговая видеопанорама, кафе, стилизованное под старинный городской деревянный трамвай,  интерактивные архитектурные макеты Казани разных столетий в уменьшенном масштабе, показывающие ее в XVI и XVIII веках, а также новую Казань XXI века. Макеты кораблей – корвет «Казань», галера «Тверь» Екатерины  II и струг Петра I, так или иначе связанные с историей Казани. Также в музее имеется зал Старо-Татарской слободы, зона дополненной реальности, в которой участвуют актеры в образах Петра I, Екатерины II, Емельяна Пугачева и других исторических личностей. Также в музее имеется сувенирный магазин. С помощью новейших технологий, использованных в создании музея, посетители могут увидеть столицу Татарстана в прошлом, и кончено же сравнить с Казанью в настоящем.

Начинается экскурсия с просмотра короткометражного фильма о Казани на огромном экране – это  презентация города для его гостей. В нем показан один день из жизни столицы Татарстана: от утренних кадров просыпающегося города до его красоты в свете ночных огней. Фильм снят потрясающе красиво, так, чтобы каждый посетитель смог прочувствовать дух города: видеоряд знакомит с его достопримечательностями, с моментами  народных гуляний в дни городских праздников. Центральное место на первом этаже отведено настенной росписи в виде декоративной карты города с архитектурными объектами. Здесь же на первом этаже расположен сувенирный магазин.

На втором этаже музея находится интерактивное кафе, стилизованное под городской трамвай, курсировавший по улицам Казани в XIX–XX веках. Посетитель кафе может не только выпить чай с национальной выпечкой, но и, самое главное, совершить виртуальное путешествие по трамвайным маршрутам старой Казани. За окнами трамвая проплывают улицы прошлого столетия – живая история города. Конечно же, на самом деле вместо трамвайных окон – мониторы, передающие кадры кинохроники, но оттого, что изображения на мониторах находятся в постоянном движении, создаётся ощущение, что трамвайчик действительно едет. В кафе также представлена информация об истории казанского городского трамвая.

Рядом с кафе гостей ждет зал круговой видеопанорамы. Посетители музея рассаживаются по кругу, и на круговых экранах смотрят документальный фильм о рождении славного города Казани с его богатой тысячелетней историей. В фильме, в частности, рассказывается легенда о драконе Зиланте – мифологическом существе из татарских легенд и сказок, покровителе Казани.  Зилант был изображен на печати Ивана Грозного, а в настоящее время изображение «крылатого змея» находится на гербе и флаге Казани. Во время просмотра фильма зритель словно погружается в эпоху, когда на улицах совсем не было автомобилей, но было много людей, деревьев и цветов. Фильм идет, а зритель чувствует себя в центре всего происходящего: одна эпоха сменяет другую, меняется облик улиц, достопримечательностей, внешний вид горожан.

Также на втором этаже отдельный зал посвящен истории Старо-Татарской слободы – уникальной исторической части города Казани. Здесь рассказывается о жизненном укладе татарского народа в конце XIX – начале XX веков. Дополнена выставка различными музейными экспонатами: фотографиями, предметами быта, книгами, выдержками из документов, старинными монетами и купюрами и многим другим. Здесь же находятся тематические диорамы. К примеру, «Преподаватели татарской школы конца XIX века» предлагает к ознакомлению с расписанием уроков в татарской школе. С помощью планшетов, расположенных у каждой диорамы, можно прослушать интересный рассказ, раскрывающий ту или иную тему каждой конкретной экспозиции. В основу исторических видеотрансляций, рассказывающих о том, как изменилась Казань за последние 100 лет, легли архивные кадры кинохроники и старинные фотографии.

По периметру зала расположены сенсорные экраны, на которых посетитель может прочитать интересующую его информацию об исторических событиях, произошедших в Казани за 1000 лет ее существования, или пройти викторину разного уровня сложности на знание истории города.

Также в зале находится восьмиметровый экран с изображением панорамы Казани. С помощью управляемого джойстика можно полюбоваться городом с высоты птичьего полета, восхититься панорамными видами третьей столицы России.

Третий этаж музея занимают три огромных архитектурных макета – не что иное, как объемное изображение целого города, только в уменьшенных масштабах. Городские панорамы разных столетий показывают столицу Татарстана такой, какой она была в XVI и XVIII веках, а также современную Казань XXI века со своими сохранившимися традициями культуры и архитектуры. Они до сих пор являются красой и исторической гордостью татарской столицы. Над макетами установлены видеопроекторы, проецирующие изображение на миниатюры, благодаря чему страницы татарской истории будто оживают на глазах.

Первый интерактивный макет воспроизводит Казань XVI века и сопровождается рассказом о завоевании города Иваном Грозным. Второй макет – это уже Казань в XVIII веке, повествует о развитии города в эпоху Петра I и Екатерины II. Особое место отведено макету современной Казани, представившим её историческую центральную часть. В макет, к примеру, не вошел сохранивший свою истинную природу и не поддавшийся внешнему влиянию Соцгород – уникальная часть Авиастроительного района города, где до сих пор можно снимать фильмы прошлого века.

Некоторые посетители считают, что это как-то несправедливо по отношению к его жителям и жителям других «забытых» районов. Но в связи с тем, что за последние годы Казань активно развивается, застраивается и разрастается, размер макета ограничился лишь стенами музея, но при этом наглядно демонстрирует исторически сформированный центр города как с сохраненными архитектурными объектами культурного наследия, так и новыми строениями, получившими максимальное развитие за счет грандиозных проектов последних лет: Миллениум, Универсиада, Мундиаль. Здесь можно рассмотреть Казанский кремль, пешеходную улицу Баумана, башню Сююмбике, мечеть Кул Шариф и другие достопримечательности современного города. Особенно красиво, когда вдруг гаснет освещение, наступает темнота, и зажигаются ночные фонари городских улиц макета, над городом пролетает его символ – дракон Зилант. Его тень можно даже увидеть. Общая площадь макетов превышает 300 квадратных метров.

Между двумя залами с макетами города экспонируются уменьшенные копии кораблей, связанных с историей Казани – это корвет «Казань», струг Петра I, и галера «Тверь» Екатерины II.

Двадцати шести весельная галера «Тверь» была построена на тверской верфи для путешествия по Волге, предпринятого в 1767 году Екатериной II. Эта галера была флагманским судном гребной флотилии. В 1768 году императрица возвратилась в Санкт-Петербург, галера же «Тверь» была доставлена в Казанское адмиралтейство на сохранение. Первоначально удалось спасти именитое судно от реальной угрозы – разборки на дрова, и был открыт памятник для посетителей. Но до наших дней сохранить галеру так и не удалось. Единственный в мире образец гребного судна в октябре 1956 года был уничтожен пожаром вследствие детской шалости.

Парусный 16-пушечный корвет «Казань» был заложен в 1806 году в Казанском адмиралтействе и после спуска на воду 11 июня 1807 года вошел в состав Каспийской флотилии России. Принимал участие в Русско-персидской войне 1804—1813 годов, завершившейся решительной победой России. Тогда в состав Российской империи вошли Восточная Грузия, Северная часть Персии, Восточной Армении и другие государства, но самое главное – Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

Струг Петра I – судно, на котором почти 300 лет тому назад Император посетил Казань во время своего Персидского похода 1722 года. Император прибыл в Казань 27 мая и побывал у губернатора, а также в Благовещенском соборе Казанского кремля принес благодарственное молебствие. В тот же день Петр приступил к обозрению Казани. В губернской канцелярии он осматривал все текущие дела и потребовал книгу, в которую записывались посылаемые из канцелярии указы. Книга оказалась утерянной. Император сильно разгневался, и даже находясь далеко от Казани, в Тарху, он вспомнил об этом и издал Указ, чтобы этот непорядок был устранен.

На четвертом этаже Музея расположена зона дополненной реальности. На большой экран проецируются видеоролики, в которых актеры позируют в образах Петра I, Екатерины II, Габдуллы Тукая, Марджани, Сююмбике и Емельяна Пугачева. Если же вы встанете перед экраном, включится режим дополненной реальности – и уже на экране исторический персонаж стоит не один, а вместе с вами. Можно пожать ему руку или сделать «селфи». Фото делается в автоматическом режиме, его можно отправить на электронную почту или распечатать.

На этом же этаже имеется игровая зона для самых маленьких. Для детей постарше – монитор с компьютерной игрой, где надо одолеть дракона, планшеты с викториной, чтобы проверить знания по истории Казани с момента ее основания до сегодняшних дней.   

 «В 2015 году здесь был просто участок земли с полуразрушенным строением. Уже тогда было понятно, что городу не хватает туристического объекта, где в одном месте была бы собрана историческая информация о городе в современном виде. Во всем мире такие объекты имеются, мы многое изучили, ездили в Шанхай, над идеей работал большой коллектив в составе ведущих ученых – татарстанских историков. В изготовлении макетов исторического плана принимала участие одна из компаний тульских макетных мастерских. Известно, что туляки издавна славятся своей любовью к миниатюризации» – сказал представитель учредителя музея, первый заместитель директора ООО «Дом печати на Баумана», Михаил Вишин.

В беседе с директором музея Ольгой Валеевой, корреспондент пресс-службы Ассоциации частных музеев России поинтересовался, насколько трудно управлять коллективом в таком большом здании и как легко удается справляться с трудностями, если они встречаются на пути?

«У нас очень хорошая команда сформировалась еще перед открытием нашего музея, с такой командой делать это легко. Безусловно, бывают трудности, как и в любой другой организации, но мы с этим справляемся. Два месяца мы не видели наших посетителей, посетители не видели нашу экспозицию, но по их истечении мы с удовольствием открылись и, к слову сказать, прошедший пост карантинный период показал только аншлаговые посещения — это были самые рекордные месяцы» – рассказала Ольга Инилевна.

На вопрос о целевой аудитории и возрасте посетителей, Ольга Валеева ответила следующее: «Если в первые годы после нашего открытия это были, в основном, школьники, то сейчас мы видим, что к нам приходит абсолютно любая возрастая категория  с различного рода интересами и со всех регионов».

Туристы благоприятно отзываются о музее. Нравится подача исторического материала, отмечают крайне приветливый и доброжелательный персонал и рекомендуют отводить на посещение музейного комплекса не менее двух часов. Команда нашей Ассоциации также осталась в восторге от посещения этого музея и полностью поддерживает восторженные мнения других посетителей. В музее «Городская панорама» действуют скидки на билеты для школьников, студентов, пенсионеров. Все помещения комплекса адаптированы для людей с ограниченными физическими возможностями.