Открытое письмо основателя ИКК «Вятское» Олега Жарова

Публикуем открытое письмо от первого лица.

Любимым сторонникам, конструктивным противникам Мультимедийного музея Новой хронологии, а также всем ненавистникам частных музеев России. 

«Городок у нас тихий, маленький. Половина читает Пастернака, а вторая обожает поэзию Бродского. Отсюда и все драки в городе!»

Дорогие друзья и коллеги! Сообщу с самого начала, что не являюсь публичным человеком, и это мой первый и последний комментарий по данной тематике, так как просматриваю некую тенденцию, направленную на дискредитацию частных музеев, на которую не могу не отреагировать.

В марте 2020 года вышла программа «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским на тему: «Воспитание народа vs развлечение публики».

 В описании выпуска сообщается, что «скандал, вызванный открытием “Музея новой хронологии” в Ярославле, поставил перед музейным сообществом вопрос о границах допустимости мультимедиа в музейном пространстве». Программа также поставила некорректный и провокационный вопрос, «имеет ли право зритель выбрать частный антиисторический аттракцион вместо государственной научной экспозиции? Или право зрителя на миф выше, чем обязанность восстанавливать историческую правду?». Ну что тут скажешь!? Вопросы – они же и ответы! Казалось бы, что тут дискутировать!? Но вся программа пропитана желчью по отношению ко всем частным музеям!

Удивило, что все участники программы знакомы со мной и мы имеем взаимные контакты. Я прекрасно понимаю мотивы, которыми руководствовался каждый участник программы, и с удовольствием ответил бы им по каждому пункту, но, увы, не пригласили!?

В течение нескольких месяцев я наблюдал за нападками на музей Новой хронологии и на меня лично. Сегодня звучат призывы изгнать меня из профессионального сообщества, аннулировать заслуги в восстановлении села Вятское. Хотят отобрать Государственную премию РФ, врученную Президентом России Владимиром Путиным, признать недействительным получение Гран-при «ИНТЕРМУЗЕЙ-2015» и оспорить итоги Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже, с решением о включении Вятского в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Я даже читал призывы сжечь музей вместе с его основателями.

Я бы с улыбкой проигнорировал эти заявления, но некоторое время назад была опубликована петиция в адрес губернатора Ярославской области Д.Ю. Миронова от некой Анастасии Костиковой со сбором подписей с требованием закрытия музея, которой предшествовало заявление атамана Семёнова, явно написанное под чью-то диктовку?! А совсем недавно прошли казачьи пикеты с требованием закрытия музея.

В этой петиции в саркастической форме сделана жалкая попытка псевдоанализа Новой хронологии. И бог бы с ней, таких мы читали огромное количество, но я не могу промолчать, когда откровенно обманывают людей, утверждая, что «Дом-музей Куракиных», расположенный в историческом центре Ярославля, власти отдали (?!) под Мультимедийный музей Новой хронологии. Кто-нибудь знает о «Доме-музее Куракиных»? Откуда вы, г-жа Костикова, бывали ли вы когда-нибудь в Ярославле? Исключительно для вас сообщаю, что никогда в Ярославле не было «Дома-музея Куракиных», а последние десять лет в этом здание находилось частное заведение, известное в народе как «блудня» с баней и нумерами! Поэтому никак не могли ни власть, ни губернатор передать здание, так как никогда не являлись его собственником. Это здание было нами выкуплено по рыночной цене у частного владельца. Поэтому я это воспринимаю как попытку дискредитации губернатора, как стремление столкнуть основателей музея с органами власти. Утверждал и утверждаю, что создание музея – это наша частная инициатива, а власть не имеет никакого к нему отношения!

Мне представляется, что дело не в теме музея (хотя и в ней тоже?!), а в систематизированных нападках на частные музеи в целом. Фактически объявлен крестовый поход против частных музеев. И программа Александра Архангельского на телеканале «Культура», и петиция Костиковой, и казачьи пикеты у музея, и инициирование всевозможных проверок с попытками возбуждения уголовных дел по статьям предоставления недостоверной информации, экстремизма, оскорбления чувств верующих – это звенья одной цепи.

Музейная и коллекционная деятельность – это хобби, которым я занимаюсь в свободное от основной работы время. Считать ли меня участником профессионального музейного сообщества, не берусь судить. В данной области для меня авторитет – Михаил Пиотровский. Замечу, что именно Михаил Борисович настоял на присуждении мне и коллегам Государственной премии РФ и внес изменения в Устав Союза музеев России, чтобы мы как негосударственный музей первыми вошли в Союз.

Кроме того, ИКК Вятское зарегистрировано в реестре Государственного каталога музеев РФ, а более 1000 экспонатов музея зарегистрировано в Музейном фонде России.

Все проекты всегда реализовывались мною на собственные средства. Не использую принципиально бюджетные деньги и всегда соизмеряю свои творческие планы с личными финансовыми возможностями. Поверьте, между работой за зарплату по контракту и по личной инициативе за собственные деньги – огромная дистанция. По своей природе я государственник, но не потому, что получаю зарплату у государства, а потому, что все делаю в интересах государства. Почему-то участники дискуссии не заглянули и не рассказали о благотворительной музейной экспозиции, посвященной Году Памяти и Славы, открытой в нашем Музее современного искусства «Дом Муз». Музей работает бесплатно в течение всего этого года. Но это, видимо, неинтересно!? Умничать за государственный счет куда проще!

А в это время за унизительными терминами «поп-музей» или «музей со штрихом» происходит попытка дискредитации частных музеев, звучат призывы к музейной монополизации, где знаком качества выступает наличие у музея приставки «государственный». Так ли эффективно государственное управление культурным наследием? Обращаясь к автору этого мнения, господину Сазонову, я бы мог описать все ошибки и недочеты по многим вопросам работы вверенного ему Ростовского Кремля, но корпоративная этика не позволяет мне выносить это в публичную плоскость!

Или куда более показательный пример, часовня – родовая усыпальница Некрасовых в селе Аббакумцево, построенная на средства писателя. Не забудем, что в следующем году будем отмечать 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова. Это как же нужно не любить свою Родину или ненавидеть великого русского поэта, чтобы довести ситуацию до такого позора! В 2012 году внутри усыпальницы была канализационная яма, в которой и физически, и духовно было все уничтожено, в том числе и росписи. Пришлось стать счастливым собственником этого объекта культурного наследия, чтобы отреставрировать и склеп, и могилу матери поэта.

Я и рад бы вернуть этот объект государству, но не знаю, кому? Есть большие опасения, что через два-три года все вернется на круги своя. Да и вы, мои дорогие читатели, значительно больше меня знаете таких примеров «эффективного» государственного управления объектами культурного наследия.

Теперь непосредственно о Мультимедийном музее Новой хронологии в Ярославле и почему я за него взялся. Реализуя этот проект, предполагал всю неоднозначность и скандальность теории. Предвидел для себя ряд негативных последствий. Я никогда не делал тайны из темы музея, а поэтому информировал и о начале работ, и об открытии музея практически все заинтересованные стороны на всех уровнях власти. Это сделано не из-за чувства страха, а лишь для оценки актуальности темы в данный исторический момент. Достаточно послушать некоторые высказывания Президента России Владимира Путина на исторические темы, и можно понять, как это коррелирует с темой музея.

Или прочитайте последнюю статью за 15 сентября текущего года в Военно-промышленном курьере ВПК, написанную академиком РАН Сергеем Глазьевым – кстати, не математиком. Много интересного можно узнать!

Для меня более авторитетными учеными являются предшественники и основоположники Новой хронологии – Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Николай Морозов и ее сторонники: Лев Гумилев, Александр Зиновьев, – нежели немцы, писавшие историю России, не зная русского языка, или историки, писавшие историю КПСС. Да и как можно не поддержать теорию, которая возвеличивает роль нашей страны в мировой истории, поднимает роль Русской православной церкви до главенствующей мировой религии. И это не псевдопатриотизм, это настоящая любовь к Родине, к ее истории. Не так давно Юрий Поляков абсолютно правильно выразился, что за бюджетным патриотизмом выстроилась очередь. Мы в этой очереди не стоим!

Новая хронология – это теория, которая создавалась с 1973 года под руководством Анатолия Тимофеевича Фоменко группой математиков из Московского государственного университета, задачей которой является правильное упорядочение событий на временной шкале по имеющейся в нашем распоряжении информации. Методы чисто гуманитарных наук для решения хронологических задач недостаточны, а созданные в XVI веке общепринятая хронология и история древнего и средневекового мира, по-видимому, содержат крупные ошибки. Понимание теории Новой хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского требует большого труда и огромных знаний. Как минимум потребуется изучить несколько современных разделов математики, статистики, астрономии и, конечно, актуализировать все имеющиеся знания об истории. Мне эта теория близка и понятна, так как сам по образованию математик.

Не хочу обсуждать подробно здесь саму теорию Новой хронологии, замечу только, что необходимо видеть грань между научной теорией Новой хронологии и «чертовщиной» вокруг Новой хронологии, которой заполнено интернет-пространство.

Представьте себе ситуацию, когда автор Новой хронологии Анатолий Фоменко в начале 80-х годов прошлого века отчитывался по кляузам академиков-историков, писавших историю КПСС, в кабинетах ЦК КПСС и в Президиуме АН СССР. Решение было принято на самом верху первыми лицами государства: «ЦК КПСС в научных диспутах не участвует!». И это было во времена так называемого застоя. Также были попытки лишить Анатолия Фоменко звания действительного члена Академии наук. Сегодня, по истечении почти 30 лет, вновь делаются аналогичные попытки в новой демократической России!? Даже трудно представить себе такое…

Уверен, что музей станет одним из лучших достопримечательных мест Ярославля и привлечет огромное количество туристов в город. Ярославль, с моей точки зрения, вытащил счастливый билет. Если бы не было Новой хронологии, в соответствии с которой наш город сыграл ключевую роль в развитии мировой цивилизации, ее нужно было бы выдумать. Поэтому очень непонятно такое резко негативное отношение к научной теории некоторой части ярославцев!?

 Музей не является пропагандистской машиной Новой хронологии, у нас у самих много вопросов и к теории в целом, и к частным интерпретациям исторических фактов. Но мы пытаемся разобраться, организуя дискуссии и круглые столы. Создание этого музея – новый вызов для нас. Еще никто не делал музей, посвященный научной теории. Удалось ли это? Судить нашим посетителям.

Открытие такого неформатного музея уже вызвало всплеск эмоций в соцсетях, который породил неподдельный интерес в обществе к истории. Придумайте другое решение, стимулирующее такой же интерес к истории, и я крепко пожму вам руку. Вот главное достижение музея, который хотят представить «музеем со штрихом» или «аттракционом развлечений».

Мировая история знает много этапов научных революций. Революционные преобразования коснулись практически всех отраслей знания: математики, астрономии, химии, физики, биологии. А может, пришло время революционных изменений в истории?

Какое оно, современное музейное пространство России?

Многообразное, в последние годы мы наблюдаем бум создания частных музеев. Есть формы сотрудничества и кооперации, но присутствует и недобросовестная музейная конкуренция и, к сожалению, простая человеческая зависть. Куда проще жить по старинке, ничего не меняя, и ворчать на активность частных музеев, чем подстраиваться под новое поколение посетителей.

Сегодня в ИКОМе активно обсуждается новый статус современного музея, который предполагает сохранение нематериальной культуры, активную социальную позицию и активное взаимодействие с местным сообществом. Мы давно работаем не только с местным сообществом, но и с соотечественниками, живущими за пределами исторической родины. Мы ищем новые нестандартные формы взаимодействия с другими учреждениями культуры: с Большим театром, первым русским театром – театром им. Ф. Волкова, с Российской академией художеств, с «Союзмультфильмом» и другими. Буквально на днях мы подписали соглашение о полномасштабном сотрудничестве с Государственным историческим музеем, что также является свидетельством нашей профессиональной компетенции.

Многим не нравится, что Вятское получило статус кандидата в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, мотивируя, что в России очень много более достойных мест. Даже не сомневаюсь в этом, только давайте гордиться не местной разрухой, а предпримем все возможные шаги, чтобы эти населенные пункты стали гордостью страны. И первой ласточкой в возрождении территорий может быть местный музей.

И подводя черту по всему сказанному:

1. Обращаюсь к Александру Архангельскому: готов принять участие в дискуссии и как основатель одного из самых крупных частных музеев защитить позицию частных музеев, без наделения их кавычками и с равным правом на их существование.

2. Обращаюсь к музейному сообществу: давайте сотрудничать конструктивно и вместо составления коллективных писем, петиций против частных музеев, кляуз и инициирования уголовных дел предлагаю государственным и частным музейным организациям совместно выработать концепцию развития музеев в России в целом.

3. Постараюсь в ближайшее время удивить новыми проектами в области культуры. А всем критикующим предлагаю на выбор несколько сел, которые ждут ваших сил, времени, денег и энергии для своего восстановления. Поверьте, только в Ярославской области есть много достойных мест: села Середа, Толбухино, Великое, Поречье-Рыбное и другие.

4.В самое ближайшее время нами будет подано исковое заявление в суд на г-жу Костикову о компенсации морального вреда в связи с предоставлением недостоверной информации.

С огромным уважением и почтением,

Ваш Олег Жаров!

Лауреат Государственной премии РФ,

Основатель Историко-культурного комплекса «Вятское».

Для справки: прокурорская проверка, инициированная поборниками за «историческую справедливость», не нашла никакой противозаконной деятельности.

Команда Ассоциации частных музеев России принимала участие в церемонии открытии Музея новой хронологии. Музей заставляет задуматься и отойти от шаблонов!