Вожди на упаковках и этикетках – Частные музеи России

Вожди на упаковках и этикетках

В последние выходные лета сотрудники Музея упаковки попали на барахолку в подмосковном поселке Абрамцево. Там было на что посмотреть – предметы продавали не бросовые, как это часто бывает на подобных «блошиных рынках». Вероятно, атмосфера знаменитой усадьбы влияет и на качестве этого «блошиного рынка».

«Охота» оказалась удачной. Приобрели кое-что для музея упаковки. Один из самых любопытных трофеев – жестяная коробка от шоколадок производства США с портретной галереей американских президентов. Обратную сторону коробки можно использовать в образовательных и просветительских целях – на ней напечатаны даты правления президентов, начиная от Джорджа Вашингтона и заканчивая Джоном Кеннеди, и небольшая информация о каждом.

Судя по надписям на обороте коробки, в наборе было 10 маленьких плиточек и одна плитка весом 28 г (1 унция) молочного шоколада. Очевидно, все они были упакованы в обертки с портретами президентов.

Эта находка напомнила сотрудникам Музея упаковки о том, что и в России когда-то была такая традиция: производители размещали на упаковках для конфет, печенья, спиртных напитков изображения царей, императоров, политических деятелей, а позднее и членов большевистского правительства… Теперь такие упаковки можно увидеть только в Музее упаковки или на его информационных ресурсах.

И конечно, такой маркетинговый ход представляет интерес для современных предпринимателей, кондитеров, дизайнеров, маркетологов…

Наверное, в России эта традиция родилась в 1913 г. – в год, когда вся страна отмечала 300-летие Дома Романовых – 300-летие правления русских царей. Их портреты появились тогда на многих упаковках для продуктов питания, для кондитерских изделий, для напитков и для товаров народного потребления.

Традиция привилась, и кондитеры выпускали, например, целыми сериями фантики для карамели с портретами членов правительства и Государственной думы.

 Конфеты и другие сладости «с царями», членами правительства и наиболее активными и хорошо известными «думскими деятелями» шли нарасхват! Причем многие стремились сохранить такие упаковки или этикетки, вкладывали их в специальные альбомы и даже вешали на стены.

Эту традицию активно использовали и большевики в первые годы советской власти. Ведь тогда в стране не было телевидения, радио было редкостью, журналы и газеты получали далеко не все. А конфеты любили и покупали все! В результате на конфетных обертках, в частности, в серии «Карамель пролетарская» (!) появились идеологи марксизма-ленинизма, портреты вождей Великой Октябрьской социалистической революции. Иногда даже тех, которые впоследствии были репрессированы…